Пятница, 26.04.2024, 23:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Если ребенок не хочет идти в школу | Регистрация | Вход
Меню сайта
Наш опрос
Нравится ли вам учиться в школе №184?
Всего ответов: 564
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Официальный сайт школы №184

Если ребенок не хочет идти в школу

 

Почти все родители время от времени сталкиваются с тем, что их ребенок категорически отказывается идти в школу. Вроде бы каких-то серьезных причин нет, и папы и мамы все же заставляют свое чадо собраться и отправиться на занятия. Немногие, правда, проявляют снисхождение и оставляют ребенка дома. А как вообще поступать в подобных случаях? Об этом наш корреспондент Екатерина Ушакова беседует с психоневрологом Леонидом Матвеевичем Либерманом (Медико-психологический центр «Индивидуальность», Москва).

 

- Чувство усталости нередко посещает нас и наших детей. Иногда оно быстро проходит. Но бывает, что затягивается на несколько месяцев, а то и на годы. В этом случае мы можем говорить о синдроме хронической усталости. В различных научных исследованиях выдвигаются разнообразные гипотезы о его природе. Среди них называют: расстройство иммунной системы, отравление, вирусное заболевание. Очень часто хроническая усталость представляет собой одну из форм депрессий или астено-невротический синдром. Мои рекомендации относительно избавления от этого синдрома основываются на позиции, что это одна из форм депрессий.

 

- Как она проявляется?

- Каждый из нас периодически испытывает чувство усталости, например, после сдачи экзамена, после трудной работы, даже после генеральной уборки в квартире и т.д., но во всяком случае мы знаем причину такого состояния, а вот при синдроме хронической усталости, как правило, человек не чувствует, когда именно и от чего оно наступило. Кроме того, чувство усталости сохраняется в течение длительного времени.

 

- Каковы его симптомы?

Обычно пациенты жалуются не только на повышенную усталость и пониженный фон настроения. Усиливается раздражительность, снижается работоспособность. Появляются головные боли. Жалобы со стороны пациентов могут быть самые различные - это и потеря аппетита, и боли в различных частях тела, и плохая память, так что врачи нередко ошибаются в диагнозе. Такие пациенты обычно попадают в разряд трудных больных, которые лечатся у кардиологов, терапевтов, эндокринологов и других специалистов, пока не попадут в поле зрение психолога или психотерапевта.

К сожалению, очень многие пациенты и родители, чьи дети жалуются на постоянную усталость, не склонны обращаться за помощью к психотерапевтам, потому-то такое состояние и сопутствующие ему неприятные проявления затягиваются на многие годы, а со временем трансформируются в хронические неврозы, Как показывают исследования, 99% всех неврозов получают начало именно в школьном возрасте.

 

- Каковы причины?

- Причины не только в несовершенстве самой школьной системы обучения. Не менее значимую роль играет воспитание в семье, наследственность, экологические факторы. Заболевания нервной системы занимают одно из первых мест.

В школе, где ребенок проводит большую часть своего времени, достаточно много условий для стресса. Большой объем информации на уроке, непомерно большие домашние задания, не всегда правильный стиль общения учителя с детьми. Постоянное ожидание оценки. Нередко игнорируются самые простые гигиенические правила. Например, не должно быть больше одной контрольной работы в неделю, но это требование игнорируется. Не во всех школах проводятся физкультминутки и паузы, необходимые для снятия накопившегося напряжения. Все это способствует развитию стресса. Если школьник испытывает постоянный страх перед выходом к доске, перед контрольной работой, при общении с учителем и т.д., то у него есть все шансы получить состояние хронической усталости. И естественное нежелание посещать школу. И здесь очень многое зависит от родителей. Если родители будут проявлять упорство и силой заставлять ребенка ходить на занятия, последствия могут быть самыми неблагоприятными. У меня был пациент, который полностью облысел в 15 лет в результате длительного состояния стресса в школе (неуспеваемость по многим предметам, насмешки со стороны одноклассников, строгие наказания родителей за плохие отметки). И только после длительного курса психотерапии удалось изменить его общее состояние. Можно приводить еще много примеров из практики, когда в результате частых стрессов развился синдром хронической усталости, ставший пусковым механизмом для развития различных болезней.

 

- Но мы же не может избавить ребенка от всех стрессовых ситуаций?

- Это не нужно, да и невозможно. Нельзя изолировать школьника от всех отрицательно действующих факторов. Родители, которые пытаются создать парниковые условия для своих детей, оказывают им «медвежью» услугу . Можно только по возможности смягчить действие стресса, правильно воспитывая свое чадо, создавая условия для развития здоровой психики. Одно из правил правильного воспитания - это формирование положительной самооценки ребенка. Если ребенок уверен в себе, в своих возможностях, то он в состоянии противостоять внешним факторам.

 

- Очень часто дети жалуются на усталость и не очень стремятся идти в школу. Значит ли это, что каждый раз надо уступать и разрешать пропускать занятия?  

- Трудно однозначно ответить на такой вопрос. Дело в том, что родители должны быть внимательны к своему ребенку и уметь отличать простой каприз от действительно существующей усталости. Не стоит обвинять ребенка в лени и разгильдяйстве, как это делают многие взрослые, а лучше дать возможность  отдохнуть один-два дня. К сожалению, многие дети, получив такую возможность, используют ее не самым лучшим образом: сидят за компьютерными играми или часами лежат перед телевизором или видео. От такой передышки много пользы не будет. Родителям следует позаботиться об активном отдыхе и организации хорошего витаминизированного питания. Нужны прогулки на свежем воздухе, занятия спортом.

Отдельно хочется сказать и о том, как дети проводят каникулы. Очень часто родители и учителя хотят получше использовать это время и «впихнуть» в своих детей как можно больше новой интересной информации, так что из каникул получается пестрый калейдоскоп из выставок, спектаклей, познавательных экскурсий. Все это, конечно, очень хорошо, но в результате дети устают за каникулы еще больше! Стремление взрослых каждую свободную минуту использовать для развития интеллекта пользы для здоровья не принесет!  Мой совет - дайте возможность детям просто спокойно погулять, пообщаться со сверстниками и даже просто побыть наедине с самим собой.

Возможно, что даже после каникул, все равно не появляется желание ходить в школу. Ребенок по-прежнему жалуется на усталость. Это уже сигнал тревоги, серьезный симптом психологического неблагополучия. И просто необходимо выяснить причину. Если не удается вызвать ребенка на откровенный разговор, следует пойти в школу, поговорить с учителями, с классным руководителем. Не последнюю роль может играть и консультация со школьным психологом.

 

- Известно, что подростки, как правило, поздно ложатся спать, а занятия в школе начинаются рано. Как влияет на состояние ребенка систематическое недосыпание?

- Очень важно, чтобы на сон приходилось не менее восьми часов. У многих подростков состояние хронической усталости возникает именно из-за недостаточного количества сна. К сожалению, все школы обычно начинают занятия в восемь тридцать, а иногда и в восемь. Учитывая большую загруженность старшеклассников, которым редко когда удается лечь спать раньше двенадцати, такое раннее начало провоцирует хронический стресс. Хочется обратиться к администрации школ с пожеланием перенести начало занятий хотя бы на полчаса позже. Экономическое состояние школы от этого вряд ли пострадает, а вот здоровье учащихся можно сберечь!

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что следует доверять своим детям, и если ребенок жалуется на усталость, то лучше дать ему возможность немного отдохнуть. Родителям следует знать, что стойкое нежелание ходить в школу - серьезный показатель неблагополучного психологического состояния, его причины надо выяснить и устранить. Волевое решение заставить свое чадо посещать школу - плохое решение проблемы, чреватое самыми негативными последствиями. Возможно, что родители вообще не будут знать, где находится их ребенок,  он просто не дойдет до школы и станет проводить освободившееся время по своему усмотрению. Или другой вариант - ребенок будет ходить в школу, преодолевая усталость и тем самым загоняя свои проблемы внутрь, а это в дальнейшем может стать причиной для развития многих болезней. Лучше перестраховаться и дать вашему ребенку небольшой отдых. После отдыха пропущенный материал будет осваиваться намного быстрее.

Конструктор сайтов - uCozCopyright Школа 184 © 2024