Вторник, 23.04.2024, 10:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Преодоление детских страхов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Наш опрос
Нравится ли вам учиться в школе №184?
Всего ответов: 564
Форма входа
Календарь новостей
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Поиск
Друзья сайта
Официальный сайт школы №184

Преодоление детских страхов

 

 

Детские страхи довольно распространены. Одни боятся темноты, другие - воды, третьи - незнакомых людей. Постепенно, с возрастом, у некоторых эта боязнь проходит, но у кого-то различные страхи остаются на всю жизнь, трансформируются в различные болезни и создают большие проблемы в жизни. О том, как надо педагогам и родителям относиться к детям, испытывающим страхи, наш корреспондент Екатерина Ушакова беседует с психотерапевтом, руководителем исследований по гранту Российского гуманитарного научного фонда, профессором, доктором медицинских наук Евгением Александровичем Шапошниковым.

 

- Евгений Александрович, в чем причины возникновения страхов у детей?

- Самые разнообразные страхи - боязнь одиночества, животных, насекомых, темноты и т.д. - обычно возникают в семь-восемь лет. Чаще всего им подвержены дети, отличающиеся высоким уровнем тревожности. Обычно, когда такой ребенок поступает в школу, у него могут развиться так называемые «школьные фобии»: страх перед учителем, перед выходом к доске, перед получением отметки и т.д. Иногда они настолько сильны, что ребенок отказывается посещать школу. Отмечу, что «школьные фобии» не возникают внезапно, а появляются на готовой почве, как правило, на страхах, присущих ребенку еще до поступления в школу.

Не последнюю роль играют биологические причины, такие как генетическая предрасположенность. Так, если мама отличается высокой тревожностью, то возрастает вероятность фобий у ее ребенка. Причиной часто является неблагоприятное внутриутробное развитие, родовые травмы. Все это снижает компенсаторные возможности организма. Высока опасность различных психических нарушений, порождающих страхи, в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем.

Но могут быть и внешние факторы. Один из них - неблагополучная адаптация ребенка в новом коллективе. В школе нередко в классе выделяется ребенок, который не может постоять за себя в конфликтных ситуациях среди сверстников, этим пользуются более сильные или старшие дети, вымогая у него деньги, завтраки. У такого ребенка может сформироваться целый ряд симптомов, которые специалисты определяют как «комплекс жертвы», для которого характерны социальная изоляция, внушаемость, неустойчивость, повышенная тревожность, пассивность, низкая самооценка. Дело часто усугубляется тем, что ребенок не решается рассказать родителям о своих обидчиках, и это делает его еще более тревожным и неуверенным в себе.

Не менее важный фактор - чрезмерная строгость или требовательность учителя. Агрессивные интонации учителя и жесткость в оценках, неумеренный контроль за поведением и учебными успехами нередко также провоцируют развитие фобических расстройств. Свою роль играет и семейная обстановка. Атмосфера постоянных ссор и конфликтов, в которой находится ребенок - почва для невротизации и возникновения страхов.

Часто родители требуют от своего чада только хороших отметок и жестко наказывают за любую неудачу. Так возникает страх перед школой и всем, что с ней связано. Ребенок, испытывающий страх перед школой, начинает бояться и родителей, а это усугубляет ситуацию. Почвой для развития высокой тревожности и фобий может стать и гиперопека со стороны родителей. Создавая своему ребенку дома тепличные условия, они мешают ему успешно адаптироваться за пределами семьи.

Иногда ребенок или подросток стесняется признаваться в своих страхах, и тогда они принимают замаскированный вид, подчас порождая самые различные боли - в животе, голове, в суставах. Приведу пример из собственной практики. У тринадцатилетнего мальчика систематически возникали сильные боли перед выходом из дома в школу. Порой они были настолько резкими, что даже приходилось вызывать «Скорую помощь», однако врачи каждый раз ничего не находили и уезжали. А приступы стали повторяться все чаще и чаще. Подросток стал часто пропускать школу. Интересно, что мама решила обратиться за помощью к психотерапевту, лишь заметив, что приступы никогда не возникали по субботам и воскресеньям. Выяснилось, что боли у подростка были вызваны панической атакой и причиной этого был страх перед учительницей английского языка, которая отличалась особой требовательностью. Еще выяснилось, что страх перед учительницей возник не на пустом месте. Оказалось, что с детства этот мальчик испытывал страх перед домашними животными, а, кроме того, его мама также имела повышенный фон тревожности.

- Известно, что порой просто при нежелании идти в школу из-за невыученных уроков ребенок может искусно изобразить любой приступ. Как к этому надо относиться? Надо ли игнорировать такой «приступ»?

- Даже если ребенок симулирует болевой приступ, к этому надо отнестись очень серьезно. Симуляция приступа - это также не менее тревожный факт, который говорит о серьезном психологическом неблагополучии. Для ребенка это способ защиты от того, с чем он не хочет сталкиваться. Это уход в болезнь. И надо иметь терпение и такт, чтобы выяснить причину происходящего. Ни в коем случае нельзя обвинять ребенка в симуляции и волевым решением заставлять его делать то, чего он избегает.

- Как должен вести себя учитель, если в классе есть ученики с фобическими расстройствами?

- Если учитель видит, что кто-то из его учеников испытывает страх при выходе к доске, при контактах со сверстниками и т.д., то к такому ребенку надо проявлять особую осторожность, и общение с ним следует строить в более мягких формах. Не оказывать на него психологического давления и, конечно, не стыдить при всем классе. Очень важно, чтобы робость ребенка не попала в центр внимания сверстников. Например, если ученик теряется при вызове к доске и не может отвечать, учитель должен отнестись к этому с пониманием. Чтобы не акцентировать внимание класса, лучше спокойно и незаметно посадить растерявшегося ученика на место, предложив ему посидеть и подумать. И, конечно, нельзя ставить плохую отметку за такое поведение у доски. Потом, на перемене или после уроков, можно спокойно и доброжелательно поговорить с этим учеником.

Если такая ситуация повторяется часто и на всех уроках, то следует побеседовать с родителями, обратить их внимание на особенности поведения ребенка и посоветовать проконсультироваться у специалиста. Если в школе есть психолог, его также надо подключить к работе с таким учеником.

К сожалению, не все учителя и родители понимают всю серьезность таких явлений как наличие у ребенка фобий. К тому же значительная часть учителей, работающая сейчас в школе, также имеют различные невротические расстройства, и их взаимодействие с детьми не способствует развитию здоровой детской психики.

Для того чтобы учителя понимали всю серьезность проблемы неблагополучного психологического состояния, необходимо повышать их знания в области психологии и психотерапии. Администрации школы следует приглашать специалистов, проводить соответствующие занятия и лекции. Особенно полезны психологические тренинги, помогающие педагогам формировать более гибкий стиль общения с детьми. Все это будет способствовать снятию эмоционального напряжения как у самих учителей, так и у школьников, положительно повлияет на общий психологический климат в школе.

- Какие профилактические меры можно предпринимать?

Профилактика детских страхов - это создание условий для общего физического здоровья ребенка. Гармоничное физическое развитие - хорошая гарантия полноценного психологического тонуса. Утренняя гимнастика, физкультура в школе, дополнительные спортивные секции - все это способствует общему укреплению организма. И те родители, которые освобождают детей от уроков физкультуры по неуважительной причине, совершают очень большую ошибку. Дело в том, что физические упражнения обеспечивают стабильность гормонального баланса в организме, а известно, что именно нарушения такого баланса и являются причиной перепада настроений и других отклонений в психике.

Кроме того, закаливание также важно для поддержания общего здоровья. Для этой цели рекомендуется ежедневный контрастный душ. Не последнюю роль играет питание. Для полноценного развития и функционирования нервной системы необходимо определенное количество витаминов, минералов и аминокислот. Большая часть необходимых витаминов содержится в овощах и фруктах, и в период интенсивного роста в подростковый период особенно важно получать эти продукты. Соки, которые сейчас в большом количестве представлены на прилавках магазинов, не всегда отличаются хорошим качеством. Большое содержание консервантов и красителей значительно снижает ценность этих напитков. А иногда употребление в больших количествах готовых соков просто вызывает аллергию. Кроме того, готовые соки характеризуются большим количеством сахара, а употребление сладких продуктов способствует увеличению глюкозы в крови, что также является фактором дестабилизации гормонального баланса. Поэтому взрослые, обеспечивающие детское питание, напрасно считают, что готовые соки способны полностью решить проблему недостатка витаминов. Детям лучше готовить соки в домашних условиях или давать овощи или фрукты в натуральном виде.

Профилактикой является также и создание благоприятного эмоционального климата. Спокойная обстановка дома и доверительные отношения между членами семьи создают у ребенка чувство защищенности.

Не менее важным фактором для нормального развития психики является социализация ребенка. Поэтому очень полезно посещение детского сада, кружков и различных детских групп. По возможности следует расширять круг общения ребенка, развивая у него навыки общения со сверстниками и детьми других возрастных групп.

Некоторые подростки, испытывающие различные страхи, могут не говорить об этом вслух. Во-первых, не всегда у ребенка или подростка имеется достаточный словарный запас, чтобы выразить свои чувства, а во-вторых, некоторые просто боятся показаться «слабыми». Накапливание в себе своих страхов не сулит ничего хорошего, поэтому очень важно, чтобы воспитатели, учителя, родители занимались развитием у детей словарного запаса и способности выражать свои эмоции.

Кроме перечисленных методов профилактики не менее значимо организовать свободное время ребенка. Его надо отвлекать от отрицательных мыслей и эмоций. Лучшим способом для этого является игра. Причем желательно, чтобы дети сами выбирали те игры, которые им интересны. Так как в настоящее время большинство родителей в силу своей занятости не слишком много времени уделяют разговорам со своими детьми, предпочитая, чтобы их чада молча сидели у телевизора или за компьютером либо за уроками, то в школе эту задачу можно решать, организуя занятия эстетического цикла. Они особенно важны для детей с фобическими расстройствами, неуверенных в себе. Любое творчество, как известно, развивает спектр положительных эмоций и, следовательно, снижает, а подчас и вовсе ликвидирует уровень тревожности.

- Какие последствия могут возникнуть, если своевременно не избавиться от фобический расстройств?

Надо помнить что робость, высокая тревожность - это питательная среда для возникновения фобий в дальнейшем. Со временем они могут трансформироваться в соматические заболевания, в различные вегето-сосудистые расстройства. К тому же фобии дают развитие так называемым «фобическим атакам» (состояние высокой тревоги, сопровождающееся сердцебиением, головокружением и т.д.). Такое состояние может возникнуть внезапно, уже само по себе, без видимых внешних причин. А кроме того, если не снять страхи в детстве, то во взрослом состоянии возможны глубокие личностные изменения, которые помешают установлению отношений как на работе, так и в личной жизни.

Мой настоятельный совет родителям (да и педагогам тоже): если вы видите, что ребенок отличается высокой тревожностью, страхами, не следует откладывать визит к психотерапевту. Мнение, что все страхи проходят сами собой, часто ошибочно. Нередко детские страхи переходят в стойкий невроз, который лечить во взрослой жизни намного труднее.

 

 

 

Конструктор сайтов - uCozCopyright Школа 184 © 2024