Концепция воспитательной работы
ГОУ СОШ №184
Калининского района Санкт-Петербурга.
Точка, очка, запятая, минус –
Рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречек –
Получился человечек!
(детская классика)
Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Оно ни на один день не моложе человечества, оттого кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности, оно обманчиво. В древности воспитание считали одним из древних занятий, искусством из искусств. В самом деле, ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий.
А если попробовать привести к знаку равенства затраченные усилия и итоги?
Мы хотим получить итог – социально адаптированную личность.
Теперь разберемся, что мы понимаем под этим:
1. Успешность взаимодействия с другими людьми (на всех уровнях);
2. Гармония отношений с собой;
3. Гражданственность;
4. Внутренняя свобода, обусловленная ответственностью личности перед обществом;
5. Правильная сексуальная ориентация и информированность.
Школа – не место подготовки учеников к жизни. Школа – это центр приобретения жизненного опыта (механизм социализации).
Известно, что воспитание зависит от трех переменных:
- Взрослые;
- Дети;
- Отношения между ними.
Таким образом, воспитание – это сотрудничество с детьми, ответственность за которое несут взрослые.
В нашей школе, воспитательная работа базируется на трех уровнях:
1. Общение;
2. Сотрудничество;
3. Сотворчество,
и рассматривается без отрыва от учебного процесса. Так же, как и воспитательные формы вне урока носят для нас обучающий характер.
Воспитательная система школы – это единство дел и отношений, которое складывается из:
Принципов методики Иванова И.П. Совокупность принципов данной педагогической системы ориентирована на педагогику сотрудничества через успешность, любовь, радость, создание «духа школы»(среды) и заложена в традициях:
1. Добровольное сотрудничество учителей;
2. Старшие для младших;
3. Деятельность добровольного невыборного актива;
4. Содружество учителей – учащихся – выпускников;
5. Коллективное рождение творческих дел, содружество учителей – детей – выпускников;
6. «Мне плохо – я пришел к тебе» - служба спасения без телефона;
7. Кладезь мудрости – сохранение лучших традиций «стариков мафии»;
8. Создание атмосферы внимания, поддержки, заинтересованности в росте творчества молодого учителя;
Эти традиции сложились на основе того, что мы вместе что-то делаем и вместе решаем какие-то проблемы.
Школа – это наш дом.
Взаимодействия:
1. Разновозрастного актива «Любителей не сидеть, сложа руки»;
2. Команды выпускников «Мы»;
3. Объединение классных руководителей;
4. Совета старост.
служат для координирования деятельности клубов, кружков, предметов дополнительного образования, участия в процессе становления проектов и поддержания развития школьных дел и традиций.
Затраченные усилия всегда оправдываются, если помнить, что:
- воспитание без контакта совершенно невозможно;
- голос и взгляд – первые инструменты общения;
- дети на ошибках не учатся - дети учатся на своих достижениях;
- они развиваются добавлением положительного, а не вычитанием отрицательного;
- лучший воспитатель не тот, кто умеет говорить умные и добрые вещи, лучший воспитатель тот, который умеет создать умный и добрый образ жизни;
- сотрудничать – значит «разделять труд». Но, чтобы ребенок научился разделять человеческий труд, брать на себя долю побольше, мы должны показывать ему пример – постоянно разделять его собственный труд детства, отрочества, юности.
Вот, собственно, и все.
«Душа моя, Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то,
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный.»
(А.С.Пушкин в альбом семилетнего мальчика Павлуши Вяземского)