Вторник, 18.09.2018, 21:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Современные школьники: мифы и реалии | Регистрация | Вход
Меню сайта
Наш опрос
Нравится ли вам учиться в школе №184?
Всего ответов: 561
Форма входа
Календарь новостей
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Поиск
Друзья сайта
Официальный сайт школы №184

Современные школьники: мифы и реалии

 

«К частному психологу, в консультативные центры обычно обращаются родители психически здоровых детей. И само такое обращение - признак адекватного внимания к нуждам подростка. Психически больные дети у нас не наблюдаются. Здесь требуется помощь других специалистов!» - таким, довольно энергичным обращением слегка ошарашила меня в начале разговора главный специалист Центра образовательной кинесиологии (наука о влиянии движения на снятие психологических зажимов, трудностей в общении и т.д.), семейный психотерапевт Ольга Иосифовна Троицкая. И тут же добавила: «Я много раз просила родителей своих подопечных наладить совместную работу с педагогами. Ведь порой ребенку для решения его проблем требуется поддержка именно учителя. На мои призывы школа откликнулась всего дважды. Хотя во многих из них есть свои психологи. И отношение к ним нормальное. Но эти специалисты, в отличие от работников центра, обычно лучше знают положение ребенка в коллективе сверстников, в классе и в меньшей мере - дома. Мы же работаем совместно с родителями. Ведь именно в семье коренятся источники многих проблем современных школьников. А что касается особенностей современного поколения, то здесь существует несколько устоявшихся мифов. Стереотипов, на которых, на мой взгляд, стоит остановиться!»

 

Миф первый: другой «биологический вид»

Современные дети - совершенно другой «биологический вид». Эдакие «суперлюди», которые лучше адаптированы к жизни, более социальны, меркантильны, на «ты» с компьютером. Более свободны, независимы, самостоятельны. Они могут раньше понимать самые сложные вещи, легко, с самого юного возраста, справятся с любой нагрузкой.

Стоп! Здесь-то и находится корень многих современных ошибок и неоправданных ожиданий. Сверхраннее обучение и повышенные нагрузки не приводят к самостоятельности. Наоборот, их следствием могут быть крайняя инфантильность, иждивенчество, неуверенность в себе и неумение принимать ответственные решения.

Я лично знаю многих руководителей - нет, не школ, а вузов - которые бывают вынуждены звонить родителям своих двадцатилетних студентов и говорить им, родителям, что положение их сына или дочери крайне тяжелое. Есть задолженности по экзаменам. Существует опасность отчисления. Вы могли себе представить такое лет 20 назад? Это же была бы просто тема для анекдотов. Сейчас - почти что норма.

Что касается «другого биологического вида», то понятно, что это не более чем шутка. И за прошедшие 20 лет дети физиологически не изменились. Ведь процессы эволюции идут настолько медленно, что заметить их на протяжении одного, двух, даже трех поколений практически нереально.

Однако тут есть одно «но». Оставаясь биологически такими же, как их предшественники, поколение современных школьников росло в условиях крайне нестабильного социума. Плюс постоянное агрессивное воздействие внешних источников информации. Свою роль сыграли компьютеры, всяческие развивающие игры, программы, обучающие самым, казалось бы, важным, необходимым в жизни современного человека вещам - английскому, математике, формальной логике. Но главный принцип их построения был един - ребенок поглощал внешнюю информацию либо как можно более четко выполнял предлагаемое ему задание, сам становясь неким приемником, «слабеньким» компьютером, в память которого, по навязанному ему алгоритму, беспрерывно закачиваются все новые и новые внешние знания.

Опасно, что обучение это, достаточно массированное по форме, как правило, начинается крайне рано. Самый грубый вариант: младенцу включают телевизор, и он «отключается от жизни». Никому и ничему не мешая. В результате уже к трем годам, едва начав говорить, он порой поражает окружающих объемом усвоенных знаний. «Это просто гений какой-то», - с гордостью думает счастливая мамаша, когда ее чудо-чадо логично рассуждает на самые разные «взрослые» темы, начиная от спорта и кончая политикой. Не понимая, что «замкнув на ТВ-ящик», она не просто лишает своего малыша возможности спокойного развития его способности к творчеству. Все гораздо страшнее. Воспитанный телевизором, компьютером, видео, ребенок вырастает в своей семье чужим человеком. И родителям остается только удивляться - в кого он такой бездушный?

Почему так происходит? Вспомним наше детство. Прежде младенцу, еще толком не научившемуся говорить, на ночь бабушка рассказывала сказку. Я подчеркиваю «рассказывала», а не демонстрировала на видео, ибо это - абсолютно разные вещи. И по физиологическому воздействию на организм ребенка тоже. Наблюдение за мимикой и артикуляцией бабушки учит ребенка способу проявления эмоций. Эти навыки усваиваются подсознательно. При этом ребенок воспринимает нормы и ценности именно вашей семьи. Постепенно делается для вас родным человеком.

Кроме того, образный рассказ, со словесными описаниями, весьма успешно развивает правое полушарие головного мозга малыша. Так, как это и было изначально «запланировано» природой. Ведь первыми у человека появляются эмоции, чувства, способность к творчеству. И лишь к шести-семи годам, когда деятельность левого полушария почти сформирована, человек становится готовым к школьному обучению: усидчивым, способным к анализу, формальной логике. Но до этого ребенок уже «наигрался», научился фантазировать, наслушался удивительных сказочных историй. Научился выделять формы предметов, цвета, мелодии, краски. Он освоил трехмерное пространство своего тела, и ему легче перейти к двумерному пространству школьной тетради.

 

Миф второй: они самостоятельны.

Современные дети настолько самостоятельны, что ни на грош не ценят взрослых. И поэтому они щеголяют в ярких одеждах, красят волосы, ведут себя раскованно и дерзко. Так из полного пренебрежения ценностями прошлых поколений рождается молодежная субкультура, диктующая свою достаточно интересную моду. Дети - люди будущего. Независимые, свободные, другие.

Конечно, и в крашеных хохолках, и в забавных сережках есть свое обаяние. Но мы не должны попадать в плен к иллюзиям: это в большей мере тоже является характерными признаками некоторого психологического дискомфорта. В природе наиболее ранимые зверьки, типа ежика или дикобраза, защищают себя колючками, а необычные прически, одежду выбирают, как правило, самые беззащитные и внутренне слабые подростки. Пытающиеся таким образом компенсировать свою неуверенность. И именно для таких ребят настолько сверхзначима фигура взрослого, что они идут на многое, чтобы показать свою независимость от нее.

И все, что они делают, идет «в пику маме». Они совершенно ни от чего не свободны. Главная опасность для подобных ребят заключается в том, что они порой приходят к наркотикам или становятся легкой добычей тоталитарных сект.

 

Миф третий: они искушенны и сведущи

Современные дети необыкновенно искушенны и сведущи в вопросах секса. Они гораздо раньше могут начинать половую жизнь. Для них не существует нравственных запретов. Следовательно, они более свободны.

На самом деле современные подростки и тут оказались в исключительно сложной ситуации. Они гораздо менее искушенны в вопросах отношения полов, чем даже их сверстники, жившие, скажем, в том же «галантном» XVIII веке. Когда основное воспитание девочек состояло именно в искусстве правильного и максимально выгодного для себя общения с представителями противоположного пола. Тогдашние «хрупкие барышни» хорошо знали и умели твердо отстаивать собственные интересы. И, великолепно скрывая собственные слабости, подчинять молодых людей своей воле.

А мальчиков наряду с фехтованием, верховой ездой, танцами обучали галантному общению с дамами. И так называемые правила этикета на самом деле создавали определенные удобства, поскольку, следуя им, молодой человек точно знал, как именно следует себя вести в данной ситуации и, так же как и девушка, мог найти возможность отстоять свои интересы и, находясь в рамках правил, не дать окружающим свободно манипулировать собой.

Вообще отсутствие каких бы то ни было запретов, не подкрепленное воспитанием и устоявшимися стереотипами поведения, совершенно не прибавляет ни свободы, ни счастья. Оно не только приводит к нарушениям в работе нервной системы, психологическим срывам - главное, оно заставляет подростка совершать поступки, которые ему совершенно не свойственны. Ребенок намного спокойнее чувствует себя в замкнутых рамках правил, «навязанных» ему взрослыми. Если эти «правила» размыты, он паникует. Что делать? Все спутано. Все неясно. И выбор его сексуального поведения обусловливается не собственным решением, а некими навязанными извне стандартами. Которые на деле лишают его внутренней свободы в одной из самых главных сфер человеческих взаимоотношений.

При этом, хочу особо подчеркнуть, современные российские дети так же ранимы, так же страдают от неразделенной любви, переживают личные неудачи, нуждаются в помощи и доброжелательной поддержке взрослых, как и все молодые люди в любом веке, в любой стране мира.

 

Что делать?

Итак, мифы разрушены. И мы, стоя над руинами, не знаем, что делать. Как быть, если человек уже с трех лет научился читать, в пять освоил компьютер, а к семи легко выучил иностранный язык? А сейчас ему, скажем, тринадцать, и он вдруг выкрасил волосы во все цвета радуги. При этом ведет себя так, будто надеется, что все его проблемы решат родители, которых он при всем том, по крайней мере на словах, ни на грош не ценит. Неужели остается лишь печально смириться с тем, что перед нами «нравственный урод» с неправильно развитыми полушариями?

Отнюдь! Давайте вернемся к началу нашей беседы и вспомним, что ведущий себя подобным образом ребенок нормален. Он адекватен в своем сопротивлении шквалу навалившихся на него проблем, нагрузок, не свойственных возрасту обязанностей. И именно поэтому родителям в союзе с сотрудниками школы стоит обратиться к психологу. И не только потому, что существуют достаточно отлаженные упражнения, корректирующие взаимное функционирование полушарий головного мозга. Главное, опыт показывает, что не устраивающее взрослых поведение подростка в большинстве случаев спровоцировано напряжением в его родительском доме. Когда мама и папа стремятся компенсировать свои проблемы, подавить свою тревожность, свою неуверенность в завтрашнем дне чрезмерными заботами или давлением на ребенка. Но подобные вещи обычно лучше видны со стороны. Их первыми сможет заметить профессиональный педагог. И, хотя единой методики «перерождения» подростка просто не существует (да она и не нужна), помочь справиться с проблемами можно каждому.

Опытные педагоги согласятся со мной: нет ребенка, с которым не возникло бы каких бы то ни было осложнений. На то он и ребенок. Многие беды поколения сегодняшних школьников являются довольно точным отражением и следствием наших с вами недавних иллюзий и заблуждений. Но если мы все правильно и, главное, грамотно, не осуждая, без грубых окриков и оскорблений, попытаемся помочь этим ребятам, у них (просто из-за того, что пришло другое время) будет гораздо больше возможностей полной творческой реализации, чем у поколения их родителей. А значит, окончив школу, они не забудут ее, не отвергнут и, достигнув многого, станут вашими верными друзьями и союзниками. И для этого крайне важно, чтобы родители могли спокойно работать совместно и с учителями, и с психотерапевтом, поддерживая и помогая друг другу.

Конструктор сайтов - uCozCopyright Школа 184 © 2018